Бухановская Ольга Николаевна, учитель физики высшей категории СОШ №11 г.Благовещенска, в 1978 г окончила физико-математический факультет БГПИ, стаж педагогической работы 21 год.
Девизом своей работы считаю слова Луи де Бройля: «Знания – дети удивления и любопытства». Для того, чтобы избежать формального усвоения знаний, я стараюсь на каждом уроке создать проблемную ситуацию, которую разбиваю затем на конкретные задачи, в ходе решения которых, ученики сами пытаются найти ответ. При этом одним из важнейших условий активизации мыслительной деятельности уч-ся считаю развитие интереса к изучаемому материалу.
Одной из актуальных проблем, вставших перед современным обществом, стала проблема формирования творчески мыслящей личности, способной находить нестандартные подходы к исследованию окружающего её мира. Реализация потребности в раскрытии творческого потенциала личности осуществляется, прежде всего, в научении её поисковому, исследовательскому типу мышления. Поэтому важную роль в своей работе отвожу заданиям исследовательского характера, творческим заданиям. В состав исследовательских групп обычно включаю ребят с различным уровнем знаний, умений и навыков для взаимного обогащения. В результате те дети, которые самостоятельно не справились бы с таким заданием, в совместной деятельности получают реальную возможность роста. Кроме того, ребята приобретают ценный опыт коллективной исследовательской работы над проектом.
В качестве иллюстрации к вышесказанному предлагаю разработку урока.
Урок физики в 7 классе на тему:
« Сила Архимеда».
Цели урока: установить от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда; сформировать умение находить вес тела в жидкости; развивать исследовательские навыки уч-ся, умение делать выводы; воспитывать интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: портрет Архимеда, штатив, прибор для демонстрации закона Архимеда, сосуды с водой, динамометры, поваренная соль, калориметрические тела , кусочек пластилина.
Актуализация знаний. Купаясь в реке или озере, вы, вероятно, наблюдали, что все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями, почему?
- Почему собака легко перетаскивает утопающего в воде, а на берегу не может сдвинуть его с места? - В воду бросили топор. Он камнем пошел ко дну. Действовала ли на него выталкивающая сила? - Чему равна выталкивающая сила? Впервые этот закон был установлен древнегреческим ученым Архимедом.